Организация творческой мастерской «Литературное детство в новой реальности»

Основная идея — демонстрация технологий и методик по поддержке и продвижению книги и чтения. Предполагается организация дискуссии специалистов библиотечного дела, воспитателей, педагогов, заинтересованных в поддержке и развитии литературного детства.

 

Основными направлениями работы Творческой мастерской детских библиотек Нижневартовского района являются:

  • книга и чтение в системе ценностей современного ребенка;
  • стратегии, возможности и технологии работы детских библиотек по популяризации чтения;
  • использование электронных ресурсов и медийного пространства в развитии интереса к книге и чтению;
  • литературная событийность — программы, проекты, авторские методики и интерактивные практики в работе с детской книгой;
  • взаимодействие библиотек и культурно-общественных пространств, инициирующих мероприятия по продвижению книги и чтения.

 

Целевая аудитория: библиотекари МАУ «МБ», школьных библиотек пгт.Излучинск, гп.Новоаганск, сп.Ваховск, сп.Ларьяк; воспитатели д/садов пгт.Излучинск, гп.Новоаганск, сп.Ваховск, сп.Ларьяк, родители поселений Нижневартовского района, заинтересованные в поддержке и развитии литературного детства.

Дискуссионная площадка для специалистов. 

 

  1. Место книги и чтения в системе ценностей современного ребенка?
  2. Роль книги в реабилитации детей, находящихся в социально опасном положении.
  3. Развитие мотивации чтения у детей младшего школьного и дошкольного возраста.
  4. Организация безопасных условий доступа к информации в культурно- образовательных учреждениях.
  5. «Сказкатерапия» как форма организации детского чтения и перспективное направление нравственного воспитания.
  6. Использование традиционных методов развития потребности в чтении или поиск новых подходов к изучению и продвижению лучших образцов детской литературы

 

 

 

В рамках развития социального партнерства среди учреждений Нижневартовского района, заинтересованных в развитии информационной культуры детей, 29 апреля в Центральной районной библиотеке состоялась творческая мастерская «Литературное детство в новой реальности». Мероприятие стало настоящим событием для любителей книги и чтения. Работа творческой мастерской проводилась в форме вебинара, в котором приняли участие территории Нижневартовского района: пгт.Излучинск, гп.Новоаганск, сп.Ларьяк. Участники творческой мастерской: сотрудники МАУ «Межпоселенческая библиотека», педагоги и учащиеся общеобразовательных школ; логопеды, воспитатели детских садов; специалисты КЦСОН «Радуга»; общественная организация «Центр семейной культуры», родители, заинтересованные в поддержке и развитии литературного детства.

На дискуссионной площадке поднимались важнейшие проблемы, связанные с чтением в России, обсуждались пути их преодоления. Мастерское ведение заседания, грамотная формулировка «острых» тем и вопросов, нестандартная точка зрения спикеров на существующие проблемы, вызывали понимание и ответную реакцию у слушателей. Особенно интересными были позиции обучающейся Излучинской школы № 1 Любашкиной Валерии, ее учителя Нялиной Елены. По признанию учителя, у учащихся средних школ укоренилось стремление не читать произведений, а ограничиваться знанием их содержания по экранизациям или телеспектаклям. Задача учителя — вернуть классической литературе читателей, возбудить на уроках литературы интерес именно к текстам произведений, чтобы они способствовали воспитанию учеников, чтобы слово писателя и его мудрость «осталось в их памяти на всю жизнь». Ученица смело вступила в полемику с преподавателем и высказала свою точку зрения, обратив внимание на некоторую формальность при составлении школьных программ, где доля часов на изучение произведений зарубежной литературы сведена к минимуму. Специалист КЦСОН «Радуга» Гайнутдинова С.А.,  рассказала о роли книги в социальной реабилитации  детей, находящихся в социально опасном положении, сделав вывод, что детская библиотека является для данной категории читателей творческой и познавательной площадкой.   Логопеды Излучинского ДСКВ «Сказка» Абдульмянова Л.Ф, Передрий Т.Ф., Демина Г.Ю., поделились опытом работы с данной категорией детей, посоветовали коллегам, библиотекарям из детских библиотек района читать вслух детям, особенно рассказы о природе, чтобы  посредством единения с природой воспитывать человеческое в человеке.

Председатель общественной организации «Центр семейной культуры» Дедюхина Н.В. поделилась своими размышлениями по поводу раннего чтения, опираясь на собственный опыт и наблюдения, рассказала о привлечении детей к семейному чтению на примере своей семьи, что, чтение родителей вместе с детьми сближает их, а также помогает малышу лучше усваивать содержание прочитанного. Правильная, с учетом возрастных интересов детей, организация чтения в семье способствует быстрому развитию культуры чтения и познавательных способностей детей. Плюсы любви к чтению – хорошее владение речью, умение выразить мысли письменно, грамотность, быстрое усвоение материала.

Заведующий Новоганской детской библиотекой Е.И. Тонконоженко осветила используемые в работе с детьми и подростками инновационные формы работы по продвижению чтения среди детей и подростков.  Причем, некоторые из них возникли по результатам социологического исследования и его анализа, другие были продиктованы жизнью или подсказаны читателями библиотеки. Так особенно понравилась участникам мастерской идея взаимовыгодного сотрудничества «детский сад – библиотека — школа». Князькова А.И., директор МАУ «МБ», предложила распространить опыт работы Новоаганской детской библиотеки на всю библиотечную систему района. Приняв во внимание все предложения и пожелания, А.И. Князькова предложила завершить работу круглого стола резолюцией, проект которой был ею озвучен и утвержден участниками круглого стола.


 

 

Резолюция по результатам творческой мастерской

«Литературное детство в новой реальности».

 

 

пгт.Излучинск

29 апреля 2016года

 

В рамках проекта «86 регион – территория детского чтения», посвященного Году детства в Ханты -Мансийском автономном округе — Югра, состоялась творческая мастерская «Литературное детство в новой реальности».

Работа творческой мастерской проводилась в форме вебинара, в котором приняли участие территории Нижневартовского района: пгт.Излучинск, гп.Новоаганск, сп.Ларьяк. Участники творческой мастерской: сотрудники МАУ «Межпоселенческая библиотека», педагоги  и учащиеся общеобразовательных школ; логопеды, воспитатели детских садов; специалисты КЦСОН «Радуга»; общественная организация «Центр семейной культуры», родители заинтересованные в поддержке и развитии литературного детства. Основная тема  – демонстрация технологий и методик по поддержке и продвижению книги чтения. Дискуссионная площадка предусматривала ряд вопросов, требующих мнения специалистов, заинтересованных в поддержке и развитии литературного детства. Участники творческой мастерской  попытались определить место книги и чтения в жизни современных детей и подростков, мотивы их обращения в библиотеку; обсудили влияние библиотеки на формирование традиции семейного чтения; рассмотрели современный этап развития рекомендательной библиографии для детей и подростков; познакомились с опытом реализации различных проектов и программ по продвижению чтения.

 

Участники дискуссии отметили актуальность проблематики творческой мастерской, оценили опыт коллег и вынесли предложения и рекомендации:

 

  1. Для эффективности работы в области поддержки детского и подросткового чтения, необходимо четкое взаимодействие специалистов различных учреждений поселений района.
  2. Усилить работу по формированию интереса читателей к современной детской литературе (знакомство пользователей с книгами современных отечественных и зарубежных авторов); развивать рекомендательную библиографию для детей, используя традиционные и электронные средства информирования;
  3. Реализация совместных с библиотеками проектов, рассказывающих о новинках книгоизданиях, интересных и значительных событиях в библиотечной сфере;
  4. Объединение усилия в сфере продвижения чтения с библиотеками, обслуживающими детей и подростков;
  5. Поиск современных способов и методов обучения привлечения детей  к чтению классической и современной литературы. Вести с родителями разъяснительную работу о необходимости знакомства ребенка  с книгой в самом  раннем  возрасте и важности чтения в процессе воспитания;
  6. Продолжение творческой практики проекта «Артисты из чемодана» с внесением в работу корректировки. Данная работа способствует удовлетворению потребности детей в неформальном общении, повышению престижа библиотеки в семье.
  7. Организация и проведение мероприятий, посвященных книгам современных авторов и направленных на формирование культуры чтения детей и подростков; оказание консультативно-методической помощи детским библиотекарям района по вопросам организации работы с современной детской литературой.
  8. Рассмотреть создание и организацию проекта  работы по продвижению художественной литературы экологического направления, с распространением во все структурные подразделения МАУ «МБ», с учетом   взаимодействия  с образовательными учреждениями и различными организациями, работающими с детьми и подростками, с целью объединения усилий в сфере продвижения книги и чтения в детско-подростковую среду;
  9. Рассмотреть создание и организацию проекта  работы по продвижению литературы, используя метод «чтение вслух  устами  старших товарищей» (метод преемственности),   с распространением во все структурные подразделения МАУ «МБ». Работу организовать с учетом   взаимодействия  с образовательными учреждениями и различными организациями, работающими с детьми и подростками, с целью объединения усилий в сфере продвижения книги и чтения в детско-подростковую среду;
  10. Продолжить работу метода «Сказкатерапии» во всех структурных подразделениях МАУ «МБ» Нижневартовского района.
  11. Создание и распространение информационной продукции, с целью объединения усилий по информационной безопасности ребенка при работе с Интернет ресурсами, при взаимодействии с учреждениями, работающими с детьми.